Монополия
Монополия Значение
Монополия – это рынок, на котором одна фирма (или производитель) является единственным поставщиком определенных товаров или услуг. Эта фирма не сталкивается с конкуренцией, благодаря которой она может устанавливать свои цены, тем самым осуществляя полный контроль над рынком. Монополист стремится получить высокую прибыль, продавая товары (или услуги), не имеющие близких заменителей.
Монополии не приветствуются в некоторых странах, поскольку власть и богатство, как правило, концентрируются у одного продавца. Более того, такие продавцы могут предлагать некачественный товар по высокой цене, эксплуатируя тем самым потребителя. Монополию можно разрушить введением государственного регулирования или открытием рынка для конкуренции.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)
Оглавление
- Монополия Значение
Ключевые выводы
- Монополия состоит из одного продавца, продающего уникальные товары или услуги. Монополист имеет полный контроль над рынком, что делает его устанавливающим цены, а не принимающим цены.
- Монополист может стремиться к максимизации прибыли из-за отсутствия близких заменителей, отсутствия конкуренции и барьеров для новых участников.
- Монопольную власть можно измерить с помощью индекса Лернера, коэффициента концентрации, политики ценовой дискриминации, нормы прибыли и индекса Херфиндаля-Хиршмана.
- Монополии могут быть нескольких видов: простые, чистые, естественные, законные и общественные.
Объяснение монополии в экономике
Монополия происходит от греческих слов «monos» (один) и «polein» (продавать). Монополия была впервые изображена в «Игре помещика». изобретенный Элизабет Мэги Филлипс (или Лиззи Мэги) в 1904 году. Эта игра вдохновила на создание настольной монополии, в которую сегодня играет большинство студентов.
В экономике монополия существует, когда выполняются следующие условия:
- Один продавец доминирует либо над всей отраслью (или рынком), либо над значительной частью отрасли. Это доминирование делает фирму-монополиста скорее ценоустановителем (или ценообразователем), чем получателем цены.
- На рынке отсутствует конкуренция. Кроме того, существуют барьеры для входа новых фирм. Это означает, что выйти на рынок сложно, поскольку потребители предпочитают продукцию существующей фирмы продукции новых участников. Более того, сложившаяся фирма может производить продукцию по низким ценам, в то время как новые участники изначально не могут этого делать.
- Отсутствует наличие близких заменителей. Это означает, что у потребителя нет другого выбора, кроме как покупать у фирмы-монополиста.
Монополии часто могут приводить к недобросовестной торговой практике, такой как взимание разных цен с разных потребителей (ценовая дискриминация), установление цен намного выше себестоимости производства, продажа некачественных товаров и услуг и т. д. Из-за такой практики монополия может быть распущена рано или поздно. .
Виды монополии
Различают следующие виды монополий:
#1 – Простая монополия
Простая монополия устанавливает одинаковые цены на свой продукт (или услугу) со всех покупателей. При этом фирма-монополист обычно работает на одном рынке, а ее потребители являются ценополучателями.
#2 – Чистая монополия
Чистая монополия — это редчайшая форма, при которой продаваемый товар (или услуга) не имеет близких заменителей. Кроме того, конкурентам часто не рекомендуется выходить на рынок из-за высоких первоначальных затрат.
№3 – Естественная монополия
Естественная монополия зависит от уникального сырья или сложной технологии производства своей продукции. При этом фирма-монополист использует свои авторские права и патенты для предотвращения конкуренции. Кроме того, такие фирмы обычно предоставляют коммунальные услуги (например, электричество, газ и т. д.), соблюдают правительственные постановления и несут высокие затраты на исследования и инновации.
#4 – Юридическая монополия
Легальная монополия – это монополия, при которой фирма-монополист оставляет за собой право производить продукт посредством патента, товарного знака или авторского права. Поскольку монополист является изобретателем такого продукта (или процесса), он является эксклюзивным поставщиком на рынке. Патенты дают фирмам время для возмещения высоких затрат на разработку и исследования.
# 5 – Государственная или промышленная монополия
Государственная монополия устанавливается правительством для поставки важных продуктов и услуг. Правительство создает такие монополии по следующим причинам:
- Затраты, связанные с производством и доставкой, слишком высоки.
- Наличие единственного поставщика считается более надежным и выгодным для населения.
Государственные монополии создаются, когда правительство национализирует определенные отрасли промышленности, чтобы служить интересам народа.
Характеристики
К признакам монополии можно отнести следующие:
#1 – Максимизирует прибыль
Фирма-монополист стремится максимизировать свою прибыль за счет отсутствия соперничества и отсутствия выбора у потребителей. Это главная причина, по которой фирма-монополист хочет продолжать пользоваться своей монополией. Фирмы-монополисты стремятся получить ненормальную (или сверхнормальную) прибыль.
#2 – Устанавливает цены
Единственный производитель имеет право устанавливать цены на свои продукты или услуги. Фирма-монополист (производитель цен) может взимать или не взимать одинаковую цену со всех своих потребителей. Потребители (принимающие цены) должны соглашаться с ценами, установленными фирмой, если только правительство не вмешается и не установит максимальную цену.
№ 3 – создает высокие входные барьеры
Новые участники должны столкнуться с рядом проблем, пытаясь выйти на монопольный рынок. К таким проблемам относятся высокие начальные затраты, специализированные технологии, высокие правительственные ограничения, сложные деловые контракты, ограниченная закупка сырья и т. д.
# 4 – Не хватает близких заменителей
Нет товаров (или услуг), соответствующих предложениям фирмы-монополиста. Отсутствие близких заменителей делает спрос на продукцию монополиста относительно неэластичным. Спрос неэластичен, если он мало меняется при изменении цены товара. Неэластичный спрос облегчает получение прибыли на рынке.
#5 – Становится индустрией
Единственная фирма, будучи единственным поставщиком, становится синонимом отрасли. Это означает, что разница между фирмой и отраслью перестает существовать в случае монополии.
Пример
В мае 2022 года Управление по конкуренции и рынкам (CMA), регулирующий орган Соединенного Королевства (Великобритания), утверждал что Google может отдавать предпочтение своим собственным услугам через свою рекламу. Однако Google взимает плату как с покупателей, так и с продавцов за продажу ряда рекламных услуг (например, за предоставление места для онлайн-рекламы). Следовательно, такое предпочтение противоречит интересам широкой публики, конкурентов и клиентов Google. Результаты этого хода формулируются следующим образом:
- Доходы продавцов от рекламы могут сократиться, что вынудит их снизить затраты или поставить под угрозу качество своего контента. В качестве решения такие продавцы могут сделать свой контент доступным для потребителей за абонентскую плату (платный доступ).
- Компании, полагающиеся на приложения для финансирования своего контента, могут больше не иметь доступа к своим потребителям. В долгосрочной перспективе это ослабит конкуренцию, а также может нанести ущерб другим предприятиям Великобритании.
Представитель Google заявил, что на инструменты компании приходится 55 миллиардов фунтов стерлингов от более чем 700 000 предприятий по всему миру. Кроме того, Google продолжит делиться информацией о работе своих систем с CMA. Это решит вопросы для компании (Google) и решит проблемы регулирующего органа (CMA).
Измерение монопольной власти
Ниже перечислены различные методы измерения монопольной власти:
№1 – индекс Лернера
Экономист Абба П. Лернер предложенный индекс Лернера. Согласно этому показателю, чем больше фирма-монополист взимает плату сверх предельных издержек, тем выше ее монопольная власть.
Индекс Лернера (L) = (цена-предельные издержки)/цена
Значение L варьируется от 0 до 1. Ноль означает отсутствие монопольной власти, а единица означает максимальную власть. L зависит от таких факторов, как эластичность спроса, наличие конкурентов, степень регулирования и т. д.
#2 – Коэффициент концентрации
Коэффициент концентрации показывает степень конкуренции в отрасли. Отношение может варьироваться от 0 до 100%. Ноль подразумевает наличие большого количества фирм (высокая конкуренция), а единица – отсутствие конкурентов (отсутствие конкуренции или монополия).
#3 – Политика ценовой дискриминации
Ценовая дискриминация существует, если фирма устанавливает разные цены для разных потребителей. Высокая ценовая дискриминация предполагает больший контроль монополиста над ценами. Кроме того, эластичность спроса также является показателем монопольной власти.
# 4 – Норма прибыли
Показатель нормы прибыли показывает, что чем выше прибыль, которую получает фирма, тем больше ее монопольная власть. Получение низкой прибыли указывает на конкурентный рынок, в то время как получение сверхнормальной прибыли указывает на монополию.
№ 5 – Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI)
Индекс Херфиндаля-Хиршмана указывает на конкуренцию или концентрацию рынка в отрасли. Он получается путем возведения в квадрат размера различных фирм в отрасли и суммирования полученных чисел. HHI может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 10000 пунктов. Низкий HHI указывает на большую конкуренцию, а более высокий показатель указывает на меньшую конкуренцию или ее отсутствие (т. е. монополию).
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
1. Какие компании являются монополистами?
Компании, которые являются единственным поставщиком продукта или услуги в отрасли, пользуются монополией. Предложения таких компаний уникальны, что исключает конкурентов и вытекающие из них конфликты.
2. Является ли монополия незаконной?
Монополия, стремящаяся обмануть покупателя за счет чрезмерно высоких цен и товаров низкого качества, считается незаконной. Следовательно, такие монополии не поощряются и ликвидируются вмешательством правительства.
Однако компании, работающие в таких секторах, как нефть, газ, вода, электричество и т. д., являются государственными монополиями. Такие компании должны придерживаться государственной политики при ведении бизнеса. Следовательно, эти монополии не являются незаконными.
3. Чем плоха монополия?
Фирма-монополист может считаться плохой по следующим причинам:
• Может стать небрежным по отношению к качеству из-за отсутствия соперничества.
• Он может взимать повышенные цены, даже если его производственные затраты могут быть низкими.
• Он может следовать политике, максимизирующей прибыль, а не той, которая служит интересам общества и окружающей среды.
• Он может заниматься ценовой дискриминацией, когда с разных клиентов взимается разная цена.
• Это может ограничить выбор покупателя, поскольку он может покупать только у одной фирмы.
Рекомендуемые статьи
Эта статья была путеводителем по монополии и ее значению. Здесь мы объясняем типы, характеристики и работу монополии, а также пример. Вы можете узнать больше из следующих статей:
- Монополия против олигополии
- Монополия против монополистической конкуренции
- Примеры монополий
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)