Бизнес-модели
Что такое бизнес-модели?
Бизнес-модели — это планы и стратегии, которые определяют функционирование и деятельность бизнеса на основе затрат и ценообразования. Они помогают клиентам, инвесторам, сотрудникам и другим заинтересованным сторонам понять, как бизнес получает прибыль или доход от своей деятельности.
Бизнес-модель — это фундаментальная идентичность компании при взаимодействии с клиентами и другими заинтересованными сторонами. Он работает как устав, согласно которому бизнес процветает и предоставляет свои товары и услуги конечным потребителям. Примеры бизнес-моделей включают розничных продавцов, производителей, платформы электронной коммерции, брокеров, франшизу и т. д.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)
Оглавление
Ключевые выводы
- Бизнес-модели относятся к стратегиям и процедурам бизнеса для ведения своей деятельности путем одновременной оценки затрат и цен.
- Предприятие, которое стремится к достижению более высоких доходов и прибыли, работает в соответствии с различными бизнес-моделями, которые помогают ему достичь этих целей.
- Эти модели могут отличаться от бизнеса к бизнесу, в зависимости от их продуктов, целевой аудитории, целей дохода, местоположения, ключевых партнеров и т. д.
- Эффективная бизнес-модель поддерживает бизнес-идею, увеличивая доходы и прибыль компании в долгосрочной перспективе.
Объяснение бизнес-моделей
Значение бизнес-моделей описывает направление работы для своих клиентов, инвесторов, сотрудников и других заинтересованных сторон. Это помогает им понять, почему, как и что они производят, продают и получают доход. Эта внутренняя информация работает как ценностное предложение, которое помогает заинтересованным сторонам устанавливать свои требования и ожидания от бизнеса. Это дает им причины взаимодействовать с конкретным бизнесом или компанией среди других конкурентов.
Например, компания-производитель автомобилей не может продавать свои компоненты напрямую покупателю или неавторизованным дилерам. Скорее, производитель автомобилей будет добавлять ценность и использовать эти детали и компоненты для создания модели автомобиля своей компании. Они также могут создать свои авторизованные сервисные центры с оплатой за услуги.
Время от времени предприятия изменяют и превращаются в инновационные бизнес-модели, чтобы оставаться актуальными и реагировать на меняющиеся требования клиентов и бизнес-среды. Кроме того, на бизнес-модель влияют макроэкономические факторы, такие как инфляция, экономический рост, фискальная политика, процентные ставки и циклы занятости.
Например, повышение процентной ставки может увеличить стоимость займа для начинающего предприятия. Это повышение ставок подтолкнет его к разработке более экономичной бизнес-структуры для увеличения денежного потока и прибыли. Однако увеличение общей себестоимости продукции в конечном итоге приведет к повышению цен для покупателей, что снижает конкурентоспособность бизнеса.
Предприятия всегда стремятся получить более высокую валовую прибыль (общий доход — стоимость проданных товаров) либо за счет повышения цен, либо за счет снижения стоимости запасов и производства.
Однако, чтобы получить истинное представление о прибыльности бизнес-модели, можно посмотреть на ситуацию с чистой прибылью или движением денежных средств, вычитая операционные расходы из валовой прибыли. Таким образом, чистая прибыль или переменная денежного потока доказывает успех модели и помогает предприятию оставаться устойчивым и работать в долгосрочной перспективе.
Типы
Давайте рассмотрим типы бизнес-моделей, которые помогают предприятию добиваться своих целей по доходам, достигать прибыльности и становиться конкурентоспособными и устойчивыми.
- Производство – Производственная сфера – одна из старейших бизнес-моделей, при которой предприятие производит готовую продукцию с нуля, используя сырье или собирая незавершенные изделия и поставляя их потребителям через структуру дистрибуции B2B или B2C.
- Розничная торговля – Модель розничного бизнеса отвечает за закупку товаров и услуг у производителей или дистрибьюторов и работает как последнее звено в цепочке поставок, напрямую обслуживая клиентов. Он также известен как B2C.
- Франшиза – Это предприятие рождается, когда бизнес продает свою идею или продукт для воспроизведения и эксплуатации на разных рынках и в разных местах. Примером этого может быть ИКЕА или Макдональдс.
- Плата за обслуживание – Предприятие может взимать почасовую, ежемесячную или проектную плату за предоставление экспертных услуг профессионалами. Например, юридические и консалтинговые фирмы.
- Подписка – Когда бизнес предоставляет свои товары и услуги только по подписке, например, молочные продукты или потоковые платформы.
- Партнер или реклама – Это бизнес-модель, в которой влиятельный человек может сотрудничать с брендом или компанией, чтобы помочь им продвигать и продавать свою продукцию. Например, влогеры на YouTube могут делиться кодами скидок на определенные сервисы приложений.
- Фримиум – Фримиум-бизнес предоставляет часть своих товаров и услуг бесплатно или по минимальным ценам. Он получает прибыль, продавая клиентам премиальные или роскошные версии своих продуктов. Примерами могут служить Grammarly, Zoom и Canva.
- Распределение – Бизнес, который закупает товары и услуги оптом у производителя для перепродажи этих продуктов розничным торговцам. Он также известен как структура B2B (бизнес для бизнеса). Например, цепочка поставок бытовой электроники.
Примеры
Давайте посмотрим на некоторые инновационные бизнес-модели в 21 веке:
Пример №1
Круговые бизнес-модели относятся к инновационным предприятиям, которые стремятся уменьшить свое операционное воздействие на окружающую среду и снизить социальные издержки. Короче говоря, применение этой модели предполагает устранение чрезмерной траты ресурсов, переработку и восстановление ресурсов, используемых в производственном процессе, или более эффективное использование дорогостоящих ресурсов.
Например, Adidas выпустила свою первую экологически чистую обувь летом 2021 года под слоганом «сделано для переделки». Это дало четкое представление о бизнес-моделях переработки, повторного использования и замкнутого цикла как пути вперед для компании.. Таким образом, Экологичный продукт Adidas FutureCraft.Петля обещает высокие результаты для бегунов и обещание воссоздать новую обувь из сломанных или выброшенных частей.
Пример #2
Еще одним важным и всемирно известным примером среди различных бизнес-моделей является модель бритвенного лезвия, популяризированная Кингом Ч. Джиллеттом, основателем бритвенной компании Gillette. Он получил свое название в честь успешной бизнес-стратегии компании Gillette по продаже бритвенных станков своим клиентам по себестоимости и получению дохода за счет продажи лезвий премиум-класса.
Таким образом, бизнес-модель «бритва и лезвие» процветала за счет продажи основного или основного продукта по низкой цене или бесплатно, получая при этом прибыль от продаж дополнительных продуктов премиум-класса. В случае с Gillette премиальным продуктом была 3-4 таймы более дорогой комплект лезвий. В результате компания не только достигла равновесия затрат и доходов, но и вышла на массовые потребительские рынки по всему миру.
Компоненты бизнес-модели
Различные бизнес-модели могут потребоваться различные компоненты для процветания и достижения точки безубыточности или более высоких доходов. Однако любая модель будет включать в себя несколько основных компонентов, таких как:
- Цель бизнеса.
- Целевая аудитория бизнеса.
- Ценностные предложения для клиентов и других заинтересованных сторон.
- Исследования и разработки для достижения устойчивого роста в долгосрочной перспективе и улучшения качества продукции или услуг.
- Развитие опыта или уникальное торговое предложение (USP).
- Определение ключевых деловых партнеров от поиска сырья до торговых точек, поскольку ни один бизнес не может процветать в изоляции.
- Закрытие лазеек или пробелов в системе также помогает создать преимущество над конкурентами.
- Документация для обеспечения эффективности и устранения рисков.
- Определение способов монетизации с помощью конкретной модели с целью достижения постоянного роста доходов.
- Использование обратной связи от пользователей, клиентов и экспертов.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Сколько существует бизнес-моделей?
Бизнес-модели различаются от бизнеса к бизнесу в зависимости от их затрат и ценообразования, а также типа цепочки поставок, которой они следуют. Тем не менее, некоторые известные из них — это подписка, плата за услугу, розничная торговля, производство и т. д.
Почему важны бизнес-модели?
Они важны, поскольку помогают предприятиям безубыточно или преодолевать расходы, получая более высокие доходы. Таким образом, бизнес-модель работает как руководство, но также важно менять ее с изменением бизнес-среды.
Как сравнивать бизнес-модели?
Они сопоставимы на основе компонентов бизнес-модели, таких как монетизация бизнеса, целевая аудитория, бизнес-конкуренты, затраты и стратегия ценообразования, устойчивость и ценностные предложения.
Что такое цифровые бизнес-модели?
Цифровые бизнес-модели или модели электронной коммерции — это те, которые используют информацию и технологии в качестве среды для предоставления товаров и услуг своим клиентам. Некоторые популярные цифровые модели для бизнеса включают бесплатные услуги, модели на основе подписки, белые этикетки, оптовую торговлю и складирование.
Рекомендуемые статьи
Эта статья была руководством к тому, что такое бизнес-модели и их значение. Мы обсуждаем его компоненты, типы, розничные, циркулярные и инновационные модели с примерами. Вы можете узнать больше из следующих статей –
- Деловые операции
- Целевые рынки
- Конкурентный рынок
Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)